Лекция 13.5: Характеристика жидких и газообразных топлив

Жидкие топлива – синтетические вещества, получаемые из нефти методами её  термохимического  разложения.

При этом используют два метода: 1) термической разгонки, при которой  нефть  разделяется  на узкие фракции  по  температурам их кипения без разрушения молекулярной структуры этих фракций, и 2) термического крекинга,  при котором происходит глубокая переработка углеводородов нефти с разрушением их молекулярной структуры и образованием новых соединений с меньшей молекулярной массой. В зависимости от  температуры  перегонки нефтепродукты делят на фракции: бензиновые с температурой перегонки до  200 – 225 0С; керосиновые – 140 – 300 0С; дизельные 190 – 350 0С; соляровые – 300 – 400 0С и мазутные – свыше 350 0С. Для бытового потребления промышленность выпускает топливо печное бытовое (ТПБ), а для тепловых электрических станций – мазуты (М) различных марок.

Нефть – природная смесь жидких органических соединений, состоящие  из  углеводородов   трех классов:

1) метановые углеводороды \"\"
 – метан СН4 , этан С2Н6, пропан С3Н8 и т.д.;

2) нафтеновые углеводороды – циклопентан С5Н10 циклогексан – С6Н12 и др.;

3) ароматические углеводороды –  бензол С6Н6, толуол С7Н8, ксилол \"\"
 и др. Теплота сгорания нефти \"\"
. Её состав мало меняется в  зависимости  от месторождения.

Мазут – тяжелый остаток перегонки нефти или продукт термохимической переработки угля и сланца.

Мазуты, применяемые для производства тепловой энергии, подразделяют на флотские – марки Ф5 и Ф12 (легкие топлива); топочные – М40 (средние); М100 и М200 (тяжелые топлива). Мазут является малозольным и почти безвредным топливом  с теплотой сгорания от 39 до 42 МДж/кг, плотностью 0,98 – 1,05 кг/м3 с температурой вспышки 80 – 140 0С,  с температурой застывания от -5 до +42 0С и  условной вязкостью,  определяемой при температурах 50, 80 и 100 0С от 5 до 16 0ВУ. По количеству серосодержащих соединений их разделяют на малосернистые  (\"\"
< 0,5%), сернистые (\"\"
0,5 – 2%) и высокосернистые (\"\"
 > 2%).

Топливо печное бытовое – маловязкое жидкое топливо (<1,15 0 ВУ), с теплотой сгорания\"\"
, с содержанием серы менее 1,2%, с температурой застывания не выше  минус 15 0С и температурой вспышки не ниже +42 0С.

Газообразное топливо – механическая смесь горючих и негорючих газов – (см.п.2.11).

Газообразные топлива подразделяют на природные и искусственные  (синтетические).

К природным относят газ,  добываемый из чисто газовых  месторождений,  и попутный газ,  добываемый  из нефтяных или газоконденсатных месторождений.

К искусственным относят газы, получаемые на заводах по переработке  нефти  (нефтезаводские газы); в процессе переработка угля (коксовый и полукоксовый); при газификации углей (генераторный); в  технологических процессах, связанных с переработкой   твердого топлива (доменный,  ваграночный и др.), а также сжиженные газы.

Газы, добываемые из чисто газовых месторождений, в  основном  состоят  из  метана (84 – 98%) и обладают теплотой сгорания на сухую массу \"\"

 от 33 до 40 МДж/м3.

Попутные газы нефтяных  месторождений помимо метана содержат до 60 – 70% более тяжелых углеводородов.  Их  теплота сгорания  достигает 58 МДж/м3.

Наиболее распространенным сжиженным газом является смесь технического пропана и  бутана с величиной  46 МДж/кг (91,3 МДж/м3).

Искусственное топливо – топливо, получаемое из органического твердого, жидкого или газообразного сырья путем их целенаправленной переработки либо в виде побочного продукта основного технологического процесса.

Основными моторными топливами являются бензины и дизельные топлива, получаемые путем переработки нефти. Кроме этого также используют сжатые и сжиженные газы; синтетические топлива, получаемые переработкой угля, сланцев, битумонозных песков; спирты; эфиры.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *