Методы снижения и подавления выбросов оксидов серы. Суммарный выброс оксидов серы (SO2 и SO3) определяется содержанием серы в топливе.
Применяют следующие методы снижения выбросов соединений серы:
— удаление серы из топлива до его сжигания;
— совершенствование организации топочных процессов;
— очистка от соединений серы продуктов сгорания.
Первый метод осуществляют путем:
— гидроочистки нефти на нефтеперерабатывающих заводах;
— обогащением углей;
— гидротермическим обессериванием углей, заключающемся в обработке измельченного топлива в автоклавах при давлении 1,75МПа и температуре 300 0С щелочными растворами, содержащими гидраты оксидов натрия и калия;
— термической обработки топлива с использованием окислителей (газификация) или без них (пиролиз).
Эти пути сложны в техническом исполнении и дорогостоящи.
Второй метод заключается:
— в организации сжигания жидкого топлива с минимальным избытком воздуха;
— в сжигании твердого топлива в кипящем слое размолотого известняка при 900 0С.
Так, при сжигании мазута снижение коэффициента избытка воздуха в топке с 1,05 до 1,01 снижает выход оксидов серы примерно на 30%, а при сжигании твердого топлива в кипящем слое выход оксидов серы уменьшается на 90% за счет реакций:
<![endif]—> (38)
<![endif]—> (39)
Известные способы улавливания оксидов серы из продуктов сгорания разделяют на два класса: сухие и мокрые.
При сухом методе продукты сгорания контактируют с магнезитом, известняком, активированным углем или оксидами марганца. При этом протекают следующие реакции: при использовании извести
<![endif]—> (40)
при использовании известняка
<![endif]—> (41)
При мокром способе предварительно готовят суспензию известняка. Продукты сгорания, проходя через мокрый скруббер (очиститель) контактируют с известняком по реакции (33).
Очистка от оксидов серы по любому из методов увеличивает себестоимость энергии на 15 — 30%, а единицу установленной мощности на 40 — 50%.
Методы снижения выбросов оксидов азота. Основные пути снижения концентрации оксидов азота в выбросах:
— рециркуляция продуктов сгорания;
— двух стадийное сжигание топлива;
— применение специальных горелочных устройств;
— снижение коэффициента избытка воздуха в топке;
— понижение температуры подаваемого в топку воздуха;
— уменьшение нагрузки агрегата;
— химическое воздействие на факел присадками.
Рециркуляция продуктов сгорания наряду со снижением уровня температур в топке ведет к уменьшению концентрации окислителя в зоне горения. При осуществлении этого метода продукты сгорания с температурой 300 — 400 0С специальным дымососом подают в горелки.
При двухстадийном сжигании топлива в первичную зону горения подают воздуха меньше, чем это необходимо для сжигания топлива (<![endif]—>). В этой зоне происходит неполное сжигание топлива с частичной его газификацией при пониженной температуре и, следовательно, сниженном содержании оксидов азота. Во вторичной зоне происходит дожигание продуктов сгорания при более низкой температуре и нормальном избытке воздуха. Количество оксидов азота уменьшается на 25 — 30%.
Применение специальных горелочных устройств для систем двухстадийного горения или многоярусная компоновка горелок с организацией большей подачи топлива с недостатком воздуха в нижние горелки, а также организация растянутого по длине топочной камеры факела позволяет снизить содержание азота на 30 — 50%.
Снижение коэффициента избытка воздуха уменьшает концентрацию оксидов азота на 50 — 70% при уменьшении aТ с 1,2 до 1,02.
Снижение температуры горячего воздуха подаваемого в топку на 100 0С уменьшает выброс оксидов азота на 15%.
При снижении нагрузки котельного агрегата понижается уровень температуры в топке и уменьшается концентрация оксидов азота.
Метод химического воздействия на факел присадками еще недостаточно разработан и не имеет широкого применения.
Все перечисленные методы дороги и не достаточно освоены, хотя им в последние годы уделяют повышенное внимание. Наиболее применимым остается метод снижения вредных газообразных выбросов путем рассеивания продуктов сгорания с помощью высотных дымовых труб.
Вау, это была очень интересная лекция! Я узнал о различных методах, которые помогают снизить вредные выбросы в атмосферу. Теперь я понимаю, как важно бороться с загрязнением окружающей среды и какие инновационные решения существуют для этого!